-
ЭКЗОРЦИЗМ
|
 |
 |
Алексей ОСИПОВ, профессор Московской духовной академии |
Магизм как
состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в
христианской практике – крещение, причащение, венчание или
монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским
побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по
вере, как об этом говорит Господь (Мк.16,16).
Выражением того же магического сознания является
распространяющееся в последние десятилетия так называемое
отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники,
не имеющие на то (например, в Московской епархии)
благословения епископа, без которого иерей в принципе не
имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки
заклинателей на разрешение духовника являются не более как
попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется
благословение епископа, без которого любое священнодействие
и тем более отчитывание превращается в деяние
антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и
на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: "Не
произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах,
ни в домах..." (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует
как о том, насколько нецерковный характер имеет новая
практика, так и о духовном состоянии отчитывающих.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит
о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или
чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом
какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя
Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный
гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы
наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от
заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..." [1]
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых
дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен.
"Постановлени апостольские" (III в.) уже запрещают
поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный
подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения
и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа,
потому что получивший дарование исцелений показуется через
откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает
всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2].
Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра
Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской
Церкви он не получил никакого практического признания. Ни
один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что
был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал
исцеления. Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя,
что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17,
21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря
которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и
получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший
бесстрастия способен без вреда для больных и для себя
вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в
древности были единицы [3], а о
настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому
священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с
помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere operate")
изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом. Которого Павел
проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не только себя
подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно
повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и
бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара
Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара.
Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках:
"Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы,
которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не
имея их духовных дарований" [4].
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех
подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь.
При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью
внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см.,
например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна
Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования,
Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного
чинопоследования [5], поскольку
таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством
Крещения и является освящением их акта сознательного
отречения от сатаны и всех дел его. Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы
категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо
контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания
бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить
присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом
лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при
этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую
ложь на еще более широкий круг людей. Вот несколько высказываний святых отцов по данному
вопросу. В послании под именем святителя Климента Римского "О
девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми
духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть
заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но
как мужи, от Бога получившие дар врачевания". "Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с
особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что
некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто
обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет
изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо
какую страсть кто победит, такого беса и изгонит.
Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать
демонов этих страстей" [6].
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах "О
Божественных дарованиях" находим следующее: "Человек,
преданный явным порокам, может иногда производить
удивительные действия и потому почитаться святым и рабом
Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром
исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее
падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя
людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких
духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и
они принуждены бежать от одержимых ими" [7].
Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием
молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе
полезно" [8]. Он же:
"Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о
Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных
будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в
их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им –
дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из
Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который
сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным,
остается только прибегать к имени Иисусову" [9].
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о
бесноватом: "Пусть он и сам постится и молится, сколько
может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много
может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5,16), и
Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и
постом" (Мф. 17,21)" [10].
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты
выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое
дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым
возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и
на все твое благоразумие" [11].
Блаженный Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от
бесов еще хуже становятся впоследствии, если не
исправляются" [12]. Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Никаких
заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из
вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и
признать себя достойным всякого человеческого и бесовского
наведения: тогда страхование пройдет само собой..." "Поминайте а молитвах Ваших болящую Д., которая предана
судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном
отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым
свидетельством о человеке: такому преданию сатане
подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо
маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо
вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" [13].
Приведенные высказывания святых красноречиво
свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для
нашего народа вопросу целительства бесноватых. Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что
и широко распространившиеся в настоящее время по всему
инославному Западу так называемое пятидесятничество,
харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде –
так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и
тела людей. Магическое восприятие культа является одной из главных
причин вырождений христианской религии, ее искажений,
причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и
сатанизма. Величайшее искушение для человека – "сорвать тайны
бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог",
неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и
Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой
идеи – своего рода психологическая революция человека против
Бога. По Священному Писанию, последним шагом развития
язычества должно быть явление властителя всего мира –
антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фее. 2; 3,
8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что
в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2
Фее. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других
средств.
1.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Писания. М., 1892. С. 445. ^
|
2.
Подробнее об этом: Успенский Н.Д.
Византийская литургия//Богословские труды. Сб. 21.
С. 31. ^
|
3.
Григорий Синаит (XIV в.), пишет св.
Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его
время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они
редки... Тем более в наше время делателю молитвы
необходимо наблюдать величайшую осторожность.
Богодухновенных наставников нет у нас!" (Еп. Игнатий
(Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274). ^
|
|
5.
Примеров этого можно было бы
привести множество. Один из них см. в Житии преп.
иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской
Оптиной пустыни, 1993. С. 190). ^
|
6.
Лавсаик. М., 1992. С. 126-127. ^
|
7.
Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ.
соч. С. 440. ^
|
8.
Прп. отцев Варсануфия Великого и
Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на
вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос
381. ^
|
9.
Там же. С. 223. Вопрос 301. ^
|
10.
Там же. С. 416. Вопрос 673. ^
|
11.
Преп. Исаак Сирин. Слова
подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30. ^
|
12.
Блаж. Феофилакт Болгарский.
Толкование на Мф. 12, 43-45. ^
|
13.
Свят. Игнатий (Брянчанинов).
Собрание писем. М., 1995. С. 217-218. ^
|
-
|